Я ухожу вослед не знавшим, что значит слово страх...
январь1. Паола Волкова - Мост через бездну. Книга 2
"Почему книга 2, если не было книги 1?" - спросите вы и будете совершенно правы. Дело в том, что "книгу 1" маме подарили ещё полгода назад, а потом одна не очень хорошая женщина взяла её почитать и "зачитала". Всё ещё надеясь на возвращение блудной книги, сразу взялась за вторую.
На что хочется обратить внимание прежде всего - это на стиль изложения. "Мост" - это лекции. За текстом буквально слышишь интонации автора. Кроме того, каждая глава - это глубокий, интересный и в то же время интуитивно понятный анализ произведения искусства с массой мастерски выстроенных параллелей, неожиданных ассоциаций и аллюзий. Вот бы всем специалистам в разных областях научиться так красиво и доходчиво излагать ту бездну знаний, которая хранится в их памяти!
Единственное "но" - от вклеек с иллюстрациями хочется плакать. Мало того, что с неизвестной коварной целью (как тут не стать конспирологом), все они идут в каком-то странном порядке, так ещё и на некоторых репродукциях (логично, например, картин Босха) рассмотреть что-либо без увеличительного стекла попросту невозможно. Нет, я понимаю, книга небольшого формата, но всё же).
2. Константин Феоктистов - Траектория жизни
Что можно сказать об этом человеке, помимо того, что он был в составе первого группового экипажа "Восхода" и первым полетел в космос без скафандра? Помимо того, что он был первым в мире гражданским космонавтом и единственным в Союзе беспартийным космонавтом? Ни в коем случае не умаляя его заслуг перед родиной, я хочу сказать, что на меня произвёл самое большое впечатление один момент из книги, а именно история о том, как Феоктистова, ещё совсем мальчишку, во время разведки схватили и расстреливали нацисты:
Один из них, высокий, с эсэсовскими молниями в петлицах, схватил меня за руку, что-то крича, и повёл через арку во двор. Притащил к глубокой яме, поставил к ней спиной, достал пистолет (отчётливо запомнилось: почему-то не вальтер, не парабеллум, а наш ТТ — опробовал?), снял с предохранителя и, продолжая орать, махал им перед моим носом. Я различил «рус шпион», «партизан», «откуда пришёл» и понял: пахнет жареным, дело, наверно, совсем плохо, пожалуй, на этот раз не вывернуться. С эсэсовцем я ещё не сталкивался … Внезапно в глазах немца что-то изменилось. Я не успел испугаться, увидел только мушку на стволе пистолета, когда немец вытянул руку и выстрелил мне в лицо. Я почувствовал будто удар в челюсть и полетел в яму. Упал удачно. Падая, перевернулся на живот и не разбился: грунт был твёрдый, и на дне ямы валялись осколки кирпичей. На какой-то момент я, наверное, потерял сознание, но тут же очнулся и сообразил: не шевелиться, ни звука! … Пуля, как потом выяснилось, прошла через подбородок и шею, навылет. Опухоль в шее мешала и говорить, и пить. Однако через некоторое время говорить я всё же начал. Дотащился до своей разведгруппы, рассказал, что и как было, что видел.
Как тут не поверить в то, что у каждого есть ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ?
3. Николай Кун - Легенды и мифы Древней Греции
Чудесно иллюстрированный произведениями мирового изобразительного искусства сборник мифов. Надеюсь, теперь я смогу лучше ориентироваться в мифологических сюжетах и перестану стоять перед каждой такой картиной в лёгкой прострации
4. Виталий Вульф, Серафима Чеботарь. Самые желанные женщины. Женщины, изменившие мир.
Перенести на бумагу передачу "Мой серебряный шар" невозможно. Авторская программа превратилась в собрание кратких биографических справок, местами попахивающих жёлтой прессой. Увлекает, насколько может увлекать журнальчик в поезде или самолёте. Этим книгам стоит сказать спасибо по двум причинам:
а) они систематизировали в моей голове голливудских актрис и советских актрис 30-50-х годов;
б) они натолкнули меня на мысль почитать ещё о некоторых из тех, о ком вёлся рассказ. Например, о Фриде Кало.
5. Хейден Эррера, Фрида Кало
VIVA LA VIDA!
Фрида была необыкновенно талантливой, страстной и вместе с тем несчастной женщиной. Она тратила массу сил на борьбу с болью и на то, чтобы её поняли. Первое удавалось ей лучше второго.
Она была невероятно талантлива, но слишком сильно страдала - и телом, и душой. Эти страдания отравляли жизнь Фриде, а Фрида причиняла боль окружающим. Они с Диего любили друг друга, но это была какая-то больная, извращённая любовь.
Её творчество - это череда автопортретов, своеобразный рисованный дневник, каждая страница которого кричит о боли и страдании.
После прочтения этой книги я не могу не восхищаться мужеством Фриды, но ею самой я не восхищаюсь - мне жаль её. Знаете, в какой-то момент я подумала, что смерть для Фриды была желанной гостьей, потому что оборвала череду её страданий. И в то же время - был ли кто-то на этой земле, кто больше неё любил жизнь?
февраль
6. Сельма Лагерлёф, Морбакка
Увлекательная книга о детстве первой женщины-лауреата Нобелевской премии по литературе. Реальная жизнь, тесно переплетённая с фольклором. Конечно, читать стоило бы лет на десять раньше, но я рада, что прочитала сейчас. Лёгкая и ни к чему не обязывающая книга.
Морбакка - это поместье, где Сельма жила в детстве. Из этой книги я узнала, например, что в детстве Сельма некоторое время была парализована, но её родные всеми силами поддерживали её, дарили ей веру, и в конце концов она не только стала ходить, но и открыла в себе творческий потенциал.
7. Г.Г. Банатян, М.Г. Чарная, Литературные места Петербурга
Эта книга стояла у меня на полке стыдно сказать с какого времени - аж с 2008 года, когда мне вручили её как победителю конкурса сочинений о Родине. Далеко не лучшая книга из этой серии. В нашем универе такое называли "компиляция". Много шероховатостей, такое ощущение, что корректор вообще не работал. Некоторые вещи больше напоминают байки, чем факты, но в целом время потрачено не зря. Это, скорее, справочник-путеводитель по местам, связанным с жизнью писателей от Кантемира до Берггольц. О Державине, Пушкине, Ахматовой, Есенине, Достоевском я не узнала почти ничего нового. Особенно интересно было читать о Лермонтове и Маяковском, об их жизни в нашем городе мне было известно меньше всего.
Замечательно, что в книге много иллюстраций, и когда потеплеет и я, вооружившись этой книгой, пойду искать нужные дома, мне будет легко сориентироваться на местности.
«Сырое ноябрьское утро лежало над Петербургом. Мокрый снег падал хлопьями, дома казались грязны и темны, лица прохожих были зелены..." (из неоконченной повести М.Ю. Лермонтова "Штосс")
И ничего не изменилось
Об очереди за билетами в Александринский театр «Касса Александринского театра подвергалась настоящим атакам накануне представлений новой оперы. С самого раннего утра, еще до рассвета, окрестности театра, а потом сени наполнялись густою толпою. Тогда еще не существо-вал обычай образовывать хвост перед кассой, и потому до открытия дверей давка происходила неимоверная. Многих чутьне задавили, а один дилетант едва не был изжарен заживо. Его прижали к топившейся печи... близ кассы, шуба его затлела, огонь стал касаться и брюк, и ему начинало становиться горячо, а отступать было некуда, все сени были заняты сплошною массою, несчастный начал кричать, и полиции с помощью капельдинеров едва
удалось очистить ему путь к отступлению».
А сейчас билеты в Александринку бесплатно раздают в профкомах вузов, но на тот позор, который там ставят, никто ходить не хочет.
март8. Генри В. Мортон, Рим. Прогулки по Вечному городу
Мама посоветовала мне эту удивительную книгу, и теперь я мечтаю поехать в Рим. Нет, я, конечно, всегда знала, что это один из самых интересных городов мира, с насыщенной историей и необыкновенной культурой. Но эта книга показала мне другой Рим - Рим изнутри. Когда человек путешествует не как турист, который в один день должен осмотреть тридцать пять достопримечательностей, когда он продолжительное время живёт в городе, постигает, изучает, встраивается в неторопливый ритм города и подмечает детали - только тогда он может написать по-настоящему захватывающую книгу. Замечательный, просто великолепный язык! В первый раз я прочла её на одном дыхании, надеюсь, в следующий раз прочту более внимательно, отмечая каждую достопримечательность на карте и грезя о путешествии.
9. Ги де Мопассан, Милый друг
Все женщины - потаскушки, надо пользоваться их услугами, но нельзя тратить на них душевные силы. (с)
Первое моё знакомство с Мопассаном. Прочитала на одном дыхании. Потрясающий слог! Вечная история о мужчине, поднимающемся вверх по социальной лестнице, не пренебрегая никакими средствами. Но, честно говоря, не могу сказать, что мне было жаль кого-то из героинь. Ни Кло, ни Мадлена не заслуживают жалости - они хитрые интриганки, но перехитрить Дюруа не так-то просто. Госпожу Вальтер ещё можно было бы пожалеть, она по-настоящему любила Дюруа, в ней впервые вспыхнули настоящие чувства, и оттого она острее всего переживала разрыв. Наверное, следовало бы ещё пожалеть наивную и легкомысленную Сюзанну... Но так хочется вскричать: "Ах, обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад..."
Книга на все времена. И сейчас ко мне приходят женщины, которые были готовы везти своего мужчину на своём горбу, не замечая его презрения и корысти, а потом, получив желаемое, этот мужчина отбросил их, как ящерица хвост.
"Почему книга 2, если не было книги 1?" - спросите вы и будете совершенно правы. Дело в том, что "книгу 1" маме подарили ещё полгода назад, а потом одна не очень хорошая женщина взяла её почитать и "зачитала". Всё ещё надеясь на возвращение блудной книги, сразу взялась за вторую.
На что хочется обратить внимание прежде всего - это на стиль изложения. "Мост" - это лекции. За текстом буквально слышишь интонации автора. Кроме того, каждая глава - это глубокий, интересный и в то же время интуитивно понятный анализ произведения искусства с массой мастерски выстроенных параллелей, неожиданных ассоциаций и аллюзий. Вот бы всем специалистам в разных областях научиться так красиво и доходчиво излагать ту бездну знаний, которая хранится в их памяти!
Единственное "но" - от вклеек с иллюстрациями хочется плакать. Мало того, что с неизвестной коварной целью (как тут не стать конспирологом), все они идут в каком-то странном порядке, так ещё и на некоторых репродукциях (логично, например, картин Босха) рассмотреть что-либо без увеличительного стекла попросту невозможно. Нет, я понимаю, книга небольшого формата, но всё же).
2. Константин Феоктистов - Траектория жизни
Что можно сказать об этом человеке, помимо того, что он был в составе первого группового экипажа "Восхода" и первым полетел в космос без скафандра? Помимо того, что он был первым в мире гражданским космонавтом и единственным в Союзе беспартийным космонавтом? Ни в коем случае не умаляя его заслуг перед родиной, я хочу сказать, что на меня произвёл самое большое впечатление один момент из книги, а именно история о том, как Феоктистова, ещё совсем мальчишку, во время разведки схватили и расстреливали нацисты:
Один из них, высокий, с эсэсовскими молниями в петлицах, схватил меня за руку, что-то крича, и повёл через арку во двор. Притащил к глубокой яме, поставил к ней спиной, достал пистолет (отчётливо запомнилось: почему-то не вальтер, не парабеллум, а наш ТТ — опробовал?), снял с предохранителя и, продолжая орать, махал им перед моим носом. Я различил «рус шпион», «партизан», «откуда пришёл» и понял: пахнет жареным, дело, наверно, совсем плохо, пожалуй, на этот раз не вывернуться. С эсэсовцем я ещё не сталкивался … Внезапно в глазах немца что-то изменилось. Я не успел испугаться, увидел только мушку на стволе пистолета, когда немец вытянул руку и выстрелил мне в лицо. Я почувствовал будто удар в челюсть и полетел в яму. Упал удачно. Падая, перевернулся на живот и не разбился: грунт был твёрдый, и на дне ямы валялись осколки кирпичей. На какой-то момент я, наверное, потерял сознание, но тут же очнулся и сообразил: не шевелиться, ни звука! … Пуля, как потом выяснилось, прошла через подбородок и шею, навылет. Опухоль в шее мешала и говорить, и пить. Однако через некоторое время говорить я всё же начал. Дотащился до своей разведгруппы, рассказал, что и как было, что видел.
Как тут не поверить в то, что у каждого есть ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ?
3. Николай Кун - Легенды и мифы Древней Греции
Чудесно иллюстрированный произведениями мирового изобразительного искусства сборник мифов. Надеюсь, теперь я смогу лучше ориентироваться в мифологических сюжетах и перестану стоять перед каждой такой картиной в лёгкой прострации

4. Виталий Вульф, Серафима Чеботарь. Самые желанные женщины. Женщины, изменившие мир.
Перенести на бумагу передачу "Мой серебряный шар" невозможно. Авторская программа превратилась в собрание кратких биографических справок, местами попахивающих жёлтой прессой. Увлекает, насколько может увлекать журнальчик в поезде или самолёте. Этим книгам стоит сказать спасибо по двум причинам:
а) они систематизировали в моей голове голливудских актрис и советских актрис 30-50-х годов;
б) они натолкнули меня на мысль почитать ещё о некоторых из тех, о ком вёлся рассказ. Например, о Фриде Кало.
5. Хейден Эррера, Фрида Кало
VIVA LA VIDA!
Фрида была необыкновенно талантливой, страстной и вместе с тем несчастной женщиной. Она тратила массу сил на борьбу с болью и на то, чтобы её поняли. Первое удавалось ей лучше второго.
Она была невероятно талантлива, но слишком сильно страдала - и телом, и душой. Эти страдания отравляли жизнь Фриде, а Фрида причиняла боль окружающим. Они с Диего любили друг друга, но это была какая-то больная, извращённая любовь.
Её творчество - это череда автопортретов, своеобразный рисованный дневник, каждая страница которого кричит о боли и страдании.
После прочтения этой книги я не могу не восхищаться мужеством Фриды, но ею самой я не восхищаюсь - мне жаль её. Знаете, в какой-то момент я подумала, что смерть для Фриды была желанной гостьей, потому что оборвала череду её страданий. И в то же время - был ли кто-то на этой земле, кто больше неё любил жизнь?
февраль
6. Сельма Лагерлёф, Морбакка
Увлекательная книга о детстве первой женщины-лауреата Нобелевской премии по литературе. Реальная жизнь, тесно переплетённая с фольклором. Конечно, читать стоило бы лет на десять раньше, но я рада, что прочитала сейчас. Лёгкая и ни к чему не обязывающая книга.
Морбакка - это поместье, где Сельма жила в детстве. Из этой книги я узнала, например, что в детстве Сельма некоторое время была парализована, но её родные всеми силами поддерживали её, дарили ей веру, и в конце концов она не только стала ходить, но и открыла в себе творческий потенциал.
7. Г.Г. Банатян, М.Г. Чарная, Литературные места Петербурга
Эта книга стояла у меня на полке стыдно сказать с какого времени - аж с 2008 года, когда мне вручили её как победителю конкурса сочинений о Родине. Далеко не лучшая книга из этой серии. В нашем универе такое называли "компиляция". Много шероховатостей, такое ощущение, что корректор вообще не работал. Некоторые вещи больше напоминают байки, чем факты, но в целом время потрачено не зря. Это, скорее, справочник-путеводитель по местам, связанным с жизнью писателей от Кантемира до Берггольц. О Державине, Пушкине, Ахматовой, Есенине, Достоевском я не узнала почти ничего нового. Особенно интересно было читать о Лермонтове и Маяковском, об их жизни в нашем городе мне было известно меньше всего.
Замечательно, что в книге много иллюстраций, и когда потеплеет и я, вооружившись этой книгой, пойду искать нужные дома, мне будет легко сориентироваться на местности.
«Сырое ноябрьское утро лежало над Петербургом. Мокрый снег падал хлопьями, дома казались грязны и темны, лица прохожих были зелены..." (из неоконченной повести М.Ю. Лермонтова "Штосс")
И ничего не изменилось

Об очереди за билетами в Александринский театр «Касса Александринского театра подвергалась настоящим атакам накануне представлений новой оперы. С самого раннего утра, еще до рассвета, окрестности театра, а потом сени наполнялись густою толпою. Тогда еще не существо-вал обычай образовывать хвост перед кассой, и потому до открытия дверей давка происходила неимоверная. Многих чутьне задавили, а один дилетант едва не был изжарен заживо. Его прижали к топившейся печи... близ кассы, шуба его затлела, огонь стал касаться и брюк, и ему начинало становиться горячо, а отступать было некуда, все сени были заняты сплошною массою, несчастный начал кричать, и полиции с помощью капельдинеров едва
удалось очистить ему путь к отступлению».
А сейчас билеты в Александринку бесплатно раздают в профкомах вузов, но на тот позор, который там ставят, никто ходить не хочет.
март8. Генри В. Мортон, Рим. Прогулки по Вечному городу
Мама посоветовала мне эту удивительную книгу, и теперь я мечтаю поехать в Рим. Нет, я, конечно, всегда знала, что это один из самых интересных городов мира, с насыщенной историей и необыкновенной культурой. Но эта книга показала мне другой Рим - Рим изнутри. Когда человек путешествует не как турист, который в один день должен осмотреть тридцать пять достопримечательностей, когда он продолжительное время живёт в городе, постигает, изучает, встраивается в неторопливый ритм города и подмечает детали - только тогда он может написать по-настоящему захватывающую книгу. Замечательный, просто великолепный язык! В первый раз я прочла её на одном дыхании, надеюсь, в следующий раз прочту более внимательно, отмечая каждую достопримечательность на карте и грезя о путешествии.
9. Ги де Мопассан, Милый друг
Все женщины - потаскушки, надо пользоваться их услугами, но нельзя тратить на них душевные силы. (с)
Первое моё знакомство с Мопассаном. Прочитала на одном дыхании. Потрясающий слог! Вечная история о мужчине, поднимающемся вверх по социальной лестнице, не пренебрегая никакими средствами. Но, честно говоря, не могу сказать, что мне было жаль кого-то из героинь. Ни Кло, ни Мадлена не заслуживают жалости - они хитрые интриганки, но перехитрить Дюруа не так-то просто. Госпожу Вальтер ещё можно было бы пожалеть, она по-настоящему любила Дюруа, в ней впервые вспыхнули настоящие чувства, и оттого она острее всего переживала разрыв. Наверное, следовало бы ещё пожалеть наивную и легкомысленную Сюзанну... Но так хочется вскричать: "Ах, обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад..."
Книга на все времена. И сейчас ко мне приходят женщины, которые были готовы везти своего мужчину на своём горбу, не замечая его презрения и корысти, а потом, получив желаемое, этот мужчина отбросил их, как ящерица хвост.
@темы: book madness, литературное
и захотелось про Фриду Кало почитать!