Владимир Гиляровский, "Москва и москвичи"Давно я приглядывалась к этой книге, но отзывы были весьма противоречивыми. Кто-то говорил, что читать нужно всем, не только москвичам, кто-то кричал, что это книга о грязи и мерзости, этакая советская агитка о том, как плохо жилось до революции.
Но я всё-таки решилась. Не могу сказать, что станет любимой книгой, но прочитать стоило. Да, журналистский взгляд. Да, не всегда свежие байки, сплетни, что называется "скандалы-интриги-расследования", но написано интересно, захватывающе, почти нет копания в грязном белье.
читать дальшеДа, возможно, однобоко, но ведь "дядя Гиляй" и ставил перед собой задачу - рассказать о трущобах, об изнанке блестящей Москвы, а не балы и приёмы описывать.
Как и предупреждал Джейк Чемберз, у г-на Акунина очень многое "цельнотянуто" из книг Гиляровского. В частности, тонкости жизни на Хитровке и иже с ней. Да, кстати, мне тоже не всегда нравилось обилие описания столов-закусок-напитков, но, в конце концов, Гиляровский - бытописатель, а не философ
Читать книгу стоит! Я, например, очень многое узнала о Москве, о Сухаревке, Лубянке и Хитровке, о знаменитом "Яре", Филипповской булочной и Елисеевском магазине.
Антуан де Сент Экзюпери, "Планета людей"
"Маленького принца" я не люблю. Как бы мне не было стыдно, но до этого момента я не читала больше ни одной книги Экзюпери. А тут совершенно случайно решила скачать себе на читалку "Планету людей".
Во-первых, это очень захватывающая книга. Захватывающая не в том смысле, в котором захватывают внимание читателя детективы и водевили, но всё же оторваться от неё сложно. Я еду в метро, меня толкают и мнут со всех сторон, а я... я не здесь, я где-то вместе с автором совершаю ночной полёт, вижу огни жилья и огни звёзд, далёкие и близкие одновременно. И это потрясающее ощущение.
Во-вторых, и палящая жара Сахары, и холод заснеженных Кордильер не выдуманы искусным и гибким умом писателя, а прожиты лётчиком по фамилии Экзюпери. Прожиты и выстраданы.
Но всё же Экзюпери - не мой писатель. Для меня местами слишком пафосно, местами слишком восторженно, а местами кажется, что автор, вопреки всем своим излияниям "людей с планеты" просто ненавидит. То они жалкие муравьи, то его квартирная хозяйка слишком приземлена и глупа - куда уж ей до витающего в облаках героя! В общем, впечатления весьма противоречивы. Меня не оставляет ощущение, что эту книгу нужно расценивать как биографическое повествование с философскими вкраплениями.
Татьяна Васильевна Доронина, "Дневник актрисы"
Любите ли вы Доронину так, как любим её мы с мамой? Татьяна Васильевна удивительная. Она не просто талантлива, она гениальна в своих перевоплощениях. Она очень красива, изящна, женственна, несмотря на своё крестьянское происхождение, которого не стесняется.
И проза у неё получилась незаурядная - настоящая повесть, а не сборник актёрских баек или пространство для сведения счётов с конкурентами от Мельпомены.
И вот я узнала, что Татьяна Васильевна жила в хорошо известном мне Казачьем переулке, что была эвакуирована в Ярославскую область, что её мать едва не попала по доносу соседа в жернова репрессий.
"Дневник" оказался лично для меня приятен тем, что в нём очень мало предложений, начинающихся с местоимения "Я", чем грешат многие актёры в своих мемуарах. Татьяна Васильевна пишет не только и не столько о себе, сколько о других - Стржельчике, Смоктуновском, Басилашвили, Товстоногове, Луспекаеве... Нелестных комментариев у неё очень мало, нет потаённой обиды, злости, жестокости.
Очень интересны размышления актрисы о литературе, иногда её критический анализ не уступает в глубине и проницательности литературоведческому.
Кого-то могут отвратить размышления о судьбах Родины и религиозные высказывания, которых особенно много в последних главах, относящихся к перестроечным годам. Но, если подумать, то осознаёшь, что всё это - о бездуховности, обществе потребления - правда, и именно Татьяна Васильевна может об этом рассуждать. Имеет право. Со своей Высоты.
Я сейчас пишу, а перед моими глазами стоит финальная сцена нашего с мамой любимого фильма с Дорониной - "Мачеха". Полутёмная кухня, женщина и девочка, наконец-то нашедшие общий язык, и знаменитый диалог:
- Мама!
- Ты моя девочка, моя...
В этот момент у меня, сколько бы раз не смотрела, начинают неконтролируемо бежать слёзы, я реву в голос, я не могу остановиться... Потому что это настолько НАСТОЯЩЕЕ, что дальше только сама жизнь.
Она, Доронина, могла сыграть кого угодно - и простую деревенскую женщину - мачеху, ставшую матерью, и старшую сестру, которая принесла себя в жертву, и аристократку, и крестьянку. Она настолько разная, что порой не верится даже, что всегда - она.
Отвлеклась, пардон. Книга очень хорошая, всем советую, жаль только, что ни на Озоне, ни на Лабиринте я её не нашла. Очень хотелось подарить маме печатный вариант.
@темы:
Россия-матушка,
размышлялки,
любите ли вы театр, как люблю его я?,
литературное,
жизнь как жизнь