Я ухожу вослед не знавшим, что значит слово страх...
Ф.М. Достоевский, "Братья Карамазовы".
В очередной раз убедилась, что всякому овощу своё время. Когда-то, ещё в средней школе, на волне увлечения Фёдором Михайловичем, начала читать и этот роман. Скажу честно, тогда он мне был не по силам. После детективной завязки "Преступления и наказания", сентиментальных "Бедных людей" и просто полюбившихся "Униженных и оскорблённых", "Братья..." показались мне скучными и излишне философскими. Сейчас спохватилась, решила перечитать и - не прогадала. Читалось почти на одном дыхании, увлекательно и легко. Я оплакивала бедного Илюшечку и старца Зосиму, размышляла о справедливости. Что примечательно, большинство героев мне вовсе не понравились. Я не говорю о Смердякове и Фёдоре Павловиче, от которых меня с души воротило, но мне также были неприятны и Грушенька, и Верховцева. Что касается Грушеньки - что поделать, не понимаю я инфернальных женщин, сама не такая, извините. Не терплю в женщинах пустой жестокости, которая сейчас зовётся "стервозностью", а также считаю, что часто человек, которому причинили много зла, сам приучается к этому злу и становится его причиной.
читать дальше
В очередной раз убедилась, что всякому овощу своё время. Когда-то, ещё в средней школе, на волне увлечения Фёдором Михайловичем, начала читать и этот роман. Скажу честно, тогда он мне был не по силам. После детективной завязки "Преступления и наказания", сентиментальных "Бедных людей" и просто полюбившихся "Униженных и оскорблённых", "Братья..." показались мне скучными и излишне философскими. Сейчас спохватилась, решила перечитать и - не прогадала. Читалось почти на одном дыхании, увлекательно и легко. Я оплакивала бедного Илюшечку и старца Зосиму, размышляла о справедливости. Что примечательно, большинство героев мне вовсе не понравились. Я не говорю о Смердякове и Фёдоре Павловиче, от которых меня с души воротило, но мне также были неприятны и Грушенька, и Верховцева. Что касается Грушеньки - что поделать, не понимаю я инфернальных женщин, сама не такая, извините. Не терплю в женщинах пустой жестокости, которая сейчас зовётся "стервозностью", а также считаю, что часто человек, которому причинили много зла, сам приучается к этому злу и становится его причиной.
читать дальше
Почему?
Согласна, немного странно, но... это так.
И конечно сразу захотелось почитать и Карамазовых, и другие произведения Достоевского
И конечно сразу захотелось почитать и Карамазовых, и другие произведения Достоевского
Достоевского я безмерно люблю, "Карамазовых" в особенности... Всяческие "Униженные и оскорбленные" и прочие страдательные вещи, на мой взгляд, у него слабоваты; "Преступление" - интересно, хорошо, но не лучшее из его творений. "Карамазовы" - шедевр. Впервые я их прочитала, страшно подумать, лет в тринадцать - сходу, как детектив; потом перечитывала неоднократно, и с каждым разом все больше проникаюсь. Ужасно жаль, что мнение о Достоевском обычно составляют по "Преступлению" и "Униженным"... до "Бесов" и "Братьев" редкая птица долетает) А ведь их читать - одно удовольствие... не знаю, насколько другие обращают на это внимание, но я всегда стараюсь разглядеть за текстом автора. Из-за этой вредной привычки мне эпизодами просто противно читать слащавого Тургенева и нравоучительного Толстого, например... А вот Достоевский как автор мне более чем импонирует. Не представляю, как люди умудряются так вычитывать его произведения, чтобы находить там глобальный депресняк и нудятину. Он яркий, он страстный, с этим своим злым юмором... но при всем при том, когда я дочитываю "Братьев", у меня не остается впечатления полной безнадеги, которое на пару любят нагнетать Чехов с Горьким. У Достоевского как раз-таки надежда почти всегда остается... (ну, пока он не начинает слезливо живописать мучения угнетаемого народа) - видимо, дело именно в глубокой религиозности. И, кроме того, он не имеет отвратительного чеховского пристрастия найти какую-нибудь болячку общества и методически в ней ковыряться, что уже значительно облегчает жизнь читателю)
большинство героев мне вовсе не понравились. А вот мне, наоборот, большая часть персонажей здесь симпатична... Та же Грушенька, конечно, ведет себя как конченая стерва на протяжении большей части романа - но в переломный момент, когда нужно сделать выбор, она выбирает
сторону Светаправильно: "Я Аграфена, я Грушенька, говори по-русски, или слушать не буду!".Катерина Ивановна, как мне видится, не столько лицемерка, сколько просто
дурная бабапротиворечивая страстная натура, которая не способна понять, что ей нужно от этой жизни и направить свои немалые душевные силы в нужное русло. В этом они с Иваном нашли друг друга: что с любовью у них какое-то мракобесие творится ("это были какие-то влюбленные друг в друга враги") - что в жизни.Вообще говоря, самый близкий мне герой - именно Иван... который из всех трех братьев (Смердяков - отдельная песня) - наиболее неоднозначный. Если и Алешу, и Митю мы можем вполне уверенно назвать хорошими , то Иван - скорее злой персонаж. Вернее, он как-то все мечется на грани, потихоньку сходя с ума... я бы сказала, что здесь противостояние духовного и разумного начала: первое бессознательно тянется к добру - второе будоражит, постоянно ноет, внушает мучительные идеи - и незаметно утягивает во тьму. Очень тесно связано с религиозными вопросами... и да, в такой трактовке разум - это зло. Религия, собственно, зиждется на аксиомах, она бездоказательна - но для людей, обладающих, как Иван, беспокойным деятельным умом, это выливается в серьезную проблему.
Алеша - ну, вообще говоря, сложно судить, ведь предполагались еще части романа, повествующие, если мне не изменяет память, как раз о нем. Дописаны они не были, поэтому что там автор собирался намутить - неизвестно... может, и к лучшему).