"Стыдно быть несчастливым" (с)

Нет, конечно, не дело писать отзыв через неделю после спектакля, но я попытаюсь.
Я слышала неоднократно и от многих людей, вкусу которых склонна доверять, что в Театре Комиссаржевской есть один-единственный приличный спектакль - "Графоман". Всё остальное ширпотреб, пошлятина и тлен. Сравнивать мне не с чем, но "Графоман" действительно очень хорош.
Я люблю творчество Александра Володина. У Данелии, например, мой любимый фильм - "Осенний марафон", как раз из-за гениального володинского психологизма, простых и в то же время очень хорошо выстроенных диалогов. "Горестная жизнь плута"... "Старшую сестру" тоже очень люблю, в фильме, конечно, играет гениальная Доронина, но и сама пьеса очень и очень хороша. Фильм "Пять вечеров" не люблю. Я подсознательно почему-то не люблю Любшина, в том же "Щите и мече" я его всегда сравниваю с гениальным Янковским, и не в пользу первого. Так вот, возвращаясь к пьесам Володина. В них нет чеховского пафоса, но за строчками диалогов и монологов всегда вырисовываются стройные образы.
"Графоман" - это во многом автобиографический рассказ. Главный герой Мокин тоже участвовал в войне, был ранен, имел проблемы с алкоголем, подчинялся деспотичной жене, был добрым и мягким, никому не мог отказать... Мне кажется, у Сергея Дмитриевича Бызгу получился очень хороший, достоверный образ. По сути он играл самого Володина, каким я его представляю после просмотра фильмов о нём - нерешительного, мягкого, внимательного к другим людям.
А финал в рассказе и в спектакле счастливый. На самом деле в жизни драматурга всё было в разы печальнее.
Сергея Бызгу я заметила уже давно, ещё когда мы с Ваней ходили на "Плутни Скапена" в Молодёжку. Ещё он, кстати, играл в одной серии "Разбитых фонарей" из первого сезона, когда эти серии ставили ещё хорошие режиссёры - Рогожкин, Снежкин, Бортко. Это были маленькие, но очень хорошие, добротные фильмы, хотя бюджет был крошечный. Бызгу очень хорош. Играть в трагикомедии вдвое сложнее, чем в драме или комедии. И у него получилось.
Рассказ "Графоман" не очень большой. В постановке к нему добавлены миниатюры и стихи Александра Володина - очень хорошие, проникновенные. Я, например, люблю вот это (оно также звучит в "Марафоне" у Данелии:
А что природа делает без нас?
Кому тогда блистает снежный наст?
Кого пугает оголтелый гром?
Кого кромешно угнетает туча?
Зачем воде качать пустой паром
и падать для чего звезде падучей?..
Ни для кого? На всякий случай?..
Вода бесплодно по березам льется,
глухой овраг слепой водой залит.
В надежде роща только обернется –
он тут как тут. Остолбенев, стоит.
Ну, пусть сидит. Пьет водку и смеется.
Но роща тут же примет должный вид:
осмысленно замельтешились сосны,
и лопухи, как никогда серьезны,
и космоса превозмогая косность,
к нему звезда падучая летит.


И ещё это, в спектакле положенное на музыку:
Простите, простите, простите меня!
И я вас прощаю, и я вас прощаю.
Я зла не держу, это вам обещаю.
Но только вы тоже простите меня!

Забудьте, забудьте, забудьте меня!
И я вас забуду, и я вас забуду.
Я вам обещаю, вас помнить не буду,
но только вы тоже забудьте меня!

Как будто мы жители разных планет.
На вашей планете я не проживаю.
Я вас уважаю, я вас уважаю,
но я на другой проживаю. Привет!


Очень хороша сценография. Лаконичная, современная и необычная - и в то же время сразу создаёт атмосферу семидесятых: парковые скамейки, выкрашенные в зелёный цвет, серая стена дома... А костюмы? Безупречные костюмы безупречной жены Галины и мешковатый пиджак главного героя.
И, конечно, живая музыка на сцене - фортепьяно и труба.
Очень хороший спектакль. Я после него выходила в таком приподнятом настроении... Сюжетный сюрприз для меня, к тому моменту не знакомой с рассказом, был очень кстати в конце тяжёлой трудовой недели