В название этого поста я вынесла фразу, которая, по словам Тамары Николаевны Москвиной, часто употребляется фигуристами. Имеется в виду, что со спортсменом может произойти всякое. Особенно в парном катании - ты можешь откатать программу идеально, а твой партнёр "недокрутит" или упадёт.
Известный фигурист Артур Дмитриев вчера сказал, комментируя выступление пар в произвольной программе: "Я не смотрю на флаги. Я смотрю на мастерство, я восхищаюсь всеми, хотя болею, конечно, за наших". И я с ним согласна. Разумеется, всей душой я желала победы Татьяне и Максиму, и пьедестала - питерской паре Столбова-Климов. Но когда у немцев упал сначала партнёр, а потом, разволновавшись, не удержала равновесия Алёна, мне было безумно их жаль. Потому что всякий раз, когда у спортсмена что-то не получается, я думаю о тех годах тренировок, ограничений, волнений, которые пережил каждый из них. И о том, какова может быть цена крошечной выбоины на льду.
Я вспоминаю Ирину Слуцкую, великую российскую фигуристку, и вообще Великую фигуристку. Женщину, которая сделала для мирового фигурного катания очень много. Она так и не стала олимпийской чемпионкой. И на последней своей олимпиаде она получила бронзу. Она упала на произвольной программе. Я тогда, помню, едва не расплакалась. А про Слуцкую говорили, что она грозилась выкинуть свою бронзовую медаль в мусорное ведро.
Вспоминаю итальянскую пару, соперников Навки-Костомарова, которые упали, наехав на лежащую на льду блёстку.
Когда Татьяна Волосожар вчера коснулась льда рукой, я в буквальном смысле вскрикнула, напугав сидящую рядом маму. И потом, когда они закончили кататься, и Максим упал на колени на лёд, а Татьяна и Нина Михайловна Мозер плакали, я плакала вместе с ними. Потому что это колоссальное внутреннее напряжение.
И когда наши пары шли к пьедесталу, усталые и счастливые, я забыла про все неудачи, про все свои собственные неприятности, потому что смотреть на эти лица, светящиеся счастьем, было так приятно...