— Как бы вы поступили на моем месте? — спросил я.
Женщина улыбнулась.
— Чему вы улыбаетесь?
— На вашем месте я освободила бы всех заключенных и вывесила бы в тюремных окнах белые флаги. Поэтому-то, наверно, я и не сижу на вашем месте…
(Нодар Думбадзе, "Белые флаги")
Я ждала этой премьеры с замиранием сердца. Вообще-то так я жду каждого спектакля в Театре Дождей, но этот всё же был особенным. Во-первых, потому что премьера. Во-вторых, я немного суеверна и полагаю, что каким спектаклем начнётся год, так дальше и пойдёт. Год будет хорошим, я уверена.
"Белые флаги" - это спектакль-притча, спектакль-откровение, почти четырёхчасовое действо, происходящее - за небольшими исключениями - в тюремной камере, выполненной в виде огромной птичьей клетки. У меня возникла именно такая ассоциация, особенно в конце, когда Шошиа взлетел к её куполу, как огромный чёрный скворец.
Внутри клетки живут люди, преступившие закон. Но все они - люди, и не нам судить их. Многие из них, как, например, Исидор, осудили себя сами. Осудили - и вынесли смертный приговор. Другие считают себя если не правыми, то во всяком случае не заслужившими такого серьёзного наказания. У каждого - своя история, свои беды и радости, свои обстоятельства...
Из образов мне, пожалуй, больше всех понравился Исидор в исполнении Александра Владимировича Сластина. Столько в нём было усталого отчаяния, благородства и честности, что ему невозможно было не поверить. Затем, разумеется, Заза в исполнении Якова Культиасова - несчастный, мятущийся маленький мальчик, несправедливо обвинённый в убийстве, которого он не совершал, и сильный духом мужчина, нашедший в себе силы не оговорить товарища и дождаться победы справедливости. Ещё, наверное, отмечу "Лимона" в исполнении Александра Шведова - заключённого "со стажем", чьи мысли заняты Женщиной, абстрактной Прекрасной дамой, которую ему хотелось бы полюбить.
Мне кажется, что Наталья Васильевна Никитина и Илья Божко в очередной раз совершили невозможное и заставили нас всех поверить в то, что существует Нечто выше законов выживания, преходящей моды, эскапизма и равнодушия.
Я не гуманист, нет. Иногда я бываю, пожалуй, даже слишком жестока, но история Заза Накашидзе - "без вины виноватого" - не оставила меня равнодушной. Но только ли его эта история?
Это история Справедливости и Добра. История о том, что если ты честен до конца, однажды откроется дверь, и молодой надзиратель крикнет тебе:
- С вещами на выход!
Белые флаги (Театр Дождей, 20.01.2012)
anisey
| вторник, 22 января 2013