Говорят, что существует некое сообщество "закоренелых театралов", которые считают нас, "дождёвцев", любителями глупостей и банальщины. Мол, если нам не нравится, когда по сцене скачут голые мужики, а в монологах каждое второе слово просится в словарь русской ненормативной лексики, то это всё потому, что с нами что-то не так. Не отрицаю. Вполне возможно. Мы же, любители Дождей, "белые вороны".
Это была увертюра к небольшой... рецензии? да нет, просто впечатлению о великолепном спектакле "Последняя женщина сеньора Хуана". Сначала о самом Хуане. Иван Кожевников стал одним из моих любимых актёров после "Дяди Вани", а тут я только утвердилась в своём мнении. Хуан Кожевникова - это уже не тот Дон Жуан, перед которым трепетали Мадрид и Валенсия. Это уставший от жизни человек, полный противоречий и иронии. Ему веришь. Веришь, что он любил всех своих женщин - всех до одной, каждую мечтал осчастливить и согреть теплом своего огромного сердца. И именно поэтому его так искренне полюбила своей полудетской любовью наивная и мудрая своей наивностью дурнушка Кончита. Но дурнушка ли? Нет. Это самая прекрасная из его женщин. Его идеал. Она не говорила "дай", она сказала - "на". "На, возьми мою любовь". Ирина Жаркова. До этого спектакля была для меня всего лишь наивной девушкой из "Эшелона", которая рассказывает трогательную историю своей первой любви. Но здесь, в этом спектакле, я увидела её другой. Меня потрясла её игра, её пронзительные глаза, скромная улыбка... то, как она меняется в одночасье, как самоотверженно защищает Хуана.
Ещё один персонаж, о котором нельзя не вспомнить - Карлос Александра Иванова. Я помню Александра задорным Менахемом из "Поминальной молитвы", а тут он предстал совсем другим - смешным, напыщенным полковником, в котором всё же добра больше, чем зла. И, разумеется, его: "Антракт пятнадцать минут. Сеньоры в последнем ряду, когда будете вставать, не стукнитесь головой, пожалуйста", после которого зал разражается аплодисментами.
Они все чудо как хороши! Коварный Исполнитель и растрёпанный Хозяин в ночном колпаке, бездарный поэт-конюх Михо, чья поэтичная ложь помогает исполнителю скрыть преступление.... но - но! Я немею, стоит на сцене появиться Елене Сапроновой. Нет. Не так. ЕЛЕНА САПРОНОВА. Потрясающая актриса. Моя любимая Голда. Этель П. Сэвидж. Ванесса. И теперь - Эльвира. Женщина, которая хотела убить Хуана, но готова была умереть за него. Глаза, которые хотят казаться холодными, но лишь выдают, как несчастна их хозяйка.
Браво, Наталья Васильевна! Ещё один "золотой спектакль".
А ведь пьеса мне совсем не понравилась, когда я прочла её. Но на сцене была не пьеса. Жизнь. Настоящая.
И когда Хуан выкрикнул с горечью: "Где там твой ад?" и переломил шпагу, горечь ощущалась и на моих губах.
Таким спектаклям аплодируют стоя.
Их помнят всю жизнь.
Их несу в сердце.